В наше время роль начального профессионального образования несколько видоизменилась. Сегодня выпускнику профтехобразования не гарантируются трудоустройство, тепличные условия в период прохождения практики и становления рабочего специалиста на производстве, как это было недавно.

С позиции производства содержание профтехобразования должно обеспечить подготовку специалиста, владеющего профессиональными знаниями и умениями, навыками на уровне, позволяющем творчески решать различные производственные задачи, самостоятельно анализировать результаты своей деятельности, обладающего гибкой ситуативной адаптированностью в условиях быстрых технологических и социальных изменений.
Кроме того, в условиях повышенной газо-, пожаро- и взрывоопасности объектов нефтехимических предприятий, для которых осуществляется подготовка специалистов, - это должны быть рабочие высокой ответственности и строгой дисциплины.

Подготовку именно таких рабочих в современных условиях осуществляют инженерно-педагогические работники нашего училища, мастера производственного обучения.


Основные принципы их работы:
- систематичность;
- требовательность;
- четкое планирование;
- контроль над выполнением всего намеченного.

Важный момент в работе мастеров производственного обучения изучение и обобщение методов, используемых ведущими педагогами, и применение их в своей работе.

 

Педагогический коллектив Профессионального училища № 19 находится в постоянном творческом поиске. Преподавателями и мастерами производственного обучения освоены и новые формы контроля знаний учащихся, и новые типы уроков, и новые педагогические технологии. 

На уроках математики успешно применяется опыт работы Р.Г. Хазанкина, В.М. Монахова. Физику ребята изучают по опорным конспектам, а также с помощью коллективного способа обучения А.Г.Ривина и В.К. Дьяченко. Компьютерная технология, видеотехника используется на уроках спецдисциплин, физики, истории, ОБЖ и других.

Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур применяется на уроках химии, литературы, истории, обществознания. По системе В.Э. Штейнберга разработаны уроки математики, основ российского законодательства, русского языка; логико-смысловые схемы применяются также и на уроках производственного обучения. На уроках литературы используется опыт Е. Ильина. На уроках теоретического и производственного обучения давно стал популярен тестовый контроль знаний. Связи с профессией, профилирование осуществляется на уроках математики, физики, химии, иностранного, русского, башкирского языков, обществознания.


Бинарные, игровые, уроки-зачеты, конференции, семинары, экскурсии – вот далеко не полный перечень проведения нетрадиционных уроков в ПУ №19. В работе с учащимися инженерно-педагогические работники нашего училища проявляют настоящую изобретательность в проведении интересных, нескучных уроков теоретического и производственного обучения.
Всем известно: ничего так не убивает, как монотонность и одинаковость изо дня в день. Только работая творчески, вкладывая душу и сердце, отдавая свои знания, силу и энергию учащимся, можно добиться удовлетворения от своей работы и прочных знаний от ребят.

Очень важное умение наших мастеров – работать с подростками, не унижая их достоинства, находить в них хорошее. Много приходится работать индивидуально, чтобы убедить в необходимости и важности тех или иных качеств и ценностей.

Важный момент в обучении будущих рабочих - тесная связь училища с базовым предприятием: проведение конкурса профессионального мастерства на предприятии на работающем оборудовании в присутствии специалистов цехов с последующим анализом действий учащихся и оценкой их знаний, умений и навыков.


Уже стало традицией в нашем училище организовывать методическую выставку в конце учебного года с целью обмена опытом. Посещая и участвуя в методической выставке, изучая опыт коллег, инженерно-педагогические работники училища находят для себя много полезного, стараются потом применять это в своей работе. 
В разные годы в училище ведется работа над разными методическими проблемами. Так, масштабная работа над методической проблемой «Внедрение зачетной системы в процесс теоретического и производственного обучения» позволила плодотворно потрудиться нашему коллективу над разработкой различных вопросников, карточек-заданий, тестов, опорных схем и таблиц – все это дало возможность эффективного контроля и проверки усвоенного материала учащимися.

Одна из немаловажных задач – дополнительная работа с отстающими учащимися. Чтобы способствовать развитию интереса к выбранной профессии организуются встречи с работниками ОАО «СНОС», проводятся внеклассные мероприятия, педагоги стараются расширять кругозор своих подопечных, большое внимание уделяют их нравственному воспитанию, вопросам сохранения здоровья и борьбы с вредными привычками.

Еще один очень важный раздел работы мастера производственного обучения – работа с родителями. Без самого тесного контакта с родителями учащихся невозможен процесс образования и воспитания. Поэтому в училище систематически проводятся родительские собрания, в случае необходимости, индивидуальная работа с учащимися и их родителями.
Мастера и преподаватели стараются приложить максимум усилий, чтобы наши выпускники, покидая стены училища, были готовы стать хорошей сменой старшему поколению работников ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», чтобы стали достойными гражданами страны.